С какого возраста обучать детей английскому языку?
С какого возраста можно начать изучение английского? А не навредит ли он русскому? А как ребенок себя будет вести на уроке? Будет ли ему интересно? Эти и многие другие вопросы занимают родителей в настоящее время чуть ли не с рождения малыша. Мы понимаем, что в данный момент английский язык является главным компонентом для успешной и интересной жизни, и хотим уже сейчас облегчить жизнь своего ребенка.
⠀Наш мозг любит учиться, а учиться он начинает сразу после рождения, и поэтому достижения результата в учебе или в любой иной деятельности для него – само по себе вознаграждение, без внешних стимулов. Но мы должны учесть, что каждый ребенок – индивидуальность и его возрастные психологические и физиологические особенности должны быть учтены, а обучение должно подходить ребенку, исходя из этих факторов.
⠀Мнение многих преподавателей и психологов в этом отношении имеет 2 направления.
Воспитание билингва. Билингв – это ребенок, который владеет двумя языками. Это, например, когда семья с маленьким ребенком переезжает в другую страну и родители дома говорят на родном, а ребенок в детском саду вынужден учиться общаться на иностранном языке. Или, когда с рождения мама говорит с ребенком на своем родном языке, а отец и окружающие люди на другом. В возрасте 3 месяцев у детей формируется слух, и, если родители будут говорить на разных языках и с разной интонацией, мозг будет отпечатывать, записывать в свою “копилку” все изменения в речи.
А можно учить английский с 3 лет, с опытными преподавателями и правильно подобранной методикой. В этом возрасте уже у большинства детей сформирована русская речь, а если сформирована речь, значит ребенок начал мыслить на этом языке. Ребенку будет комфортно при изучении иностранного языка. Многих родителей беспокоит то, что если изучать английские звуки, то артикуляция русской речи может нарушится. Могу с уверенностью сказать, что преподаватели, которые работают с детьми с 3 лет, не учат звукам английского языка, не акцентируют внимание на звуках, а только на говорении. Таким образом, не вредят артикуляционному аппарату, разумеется, при условии, что у ребенка изначально нет дефектов родной речи, которые необходимо исправлять у логопеда.
⠀По моему личному опыту, дети поддаются обучению лучше в возрасте от 3 лет. В этом возрасте у детей очень хорошо развит импринтинг (закрепление в памяти признаков объектов и информации). Эта способность мозга позволяет ребенку быстро схватывать и “отпечатывать” всю информацию, которую он получает на уроке, закрепляя ее дома, делая домашнее задание. Импринтинг присутствует у детей до 10 -11 лет, а после этого возраста, чтобы научить ребенка английскому потребуется много усилий и внешней мотивации на обучение. Важно отметить, что перед тем, как отдавать малыша на занятия английским необходимо предварительно познакомиться с педагогом, для того чтобы определить, готов ли ребенок заниматься, исходя из своих возрастных психологических и физиологических особенностей. Возможно, ребенок еще не готов к сепарации – отделению от мамы. И разлука с ней будет мешать продуктивно заниматься. В таком случае необходимо подождать еще. Поэтому ребенка не нужно отдавать на английский с “боем”, нужно обязательно проконсультироваться с педагогом, чтобы не нанести психологическую травму ребенку.
Родителей также может беспокоить форма занятий английским с детьми от 3х лет. Для такого возраста занятия состоят из песенок на английском, игр, рисования и т.д. И на дом педагог задает прослушать песенку, разукрасить или нарисовать картинку.
⠀Делая выводы, можно отметить, что обучение детей английскому с самого раннего возраста не только возможно, но и желательно. Оно помогает развить речевые навыки, мышление и память. Поэтому так важно заложить базу, которая поможет легче изучать язык в более старшем возрасте. Но, главное, научить ребенка относиться к английскому (да и любому другому иностранному языку) не как к большой обязанности, а как к интересному и полезному инструменту для общения.
Раиса Шарапова, педагог дополнительного образования